Коленчатый вал и коренные подшипники двигателя - Ремонт автомобиля

Перейти к контенту

Главное меню:

Коленчатый вал и коренные подшипники двигателя

Библиотека > Volkswagen > 2. Двигатель

Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Интернет-магазины по продаже автомобильной литературы издательств: «Третий Рим», «Легион-Автодата», «Монолит» и других

 
Книга: VOLKSWAGEN POLO III бензин 1994-2001

Книга: Руководство по ремонту автомобиля

ISBN:
 978-5-91770-104-2
Кол-во страниц:
  158
Язык:
 Русский

Руководство по ремонту, устройству и техническому обслуживанию автомобилей




Руководства по ремонту


   Acura
   Audi
   BMW
   Chery
   Chevrolet
   Chrysler
   Citroen
   Daewoo
   Daihatsu
   Dodge
   Fiat
   Ford
   Honda
   Hyundai
   Jeep
   Kia
   Land Rover

Руководства по ремонту


   Lexus
   Mazda
   Mercedes Benz
   Mitsubishi
   Nissan
   Opel
   Peugeot
   Range Rover
   Renault
   Skoda
   Ssang Yong
   Subaru
   Suzuki
   Toyota
   Volvo
   Volkswagen
   ВАЗ

Главы из книги ( без картинок таблиц ) для ознакомления перед покупкой

2.6. Коленчатый вал и коренные подшипники

2.6.1. Снятие коленчатого вала
2.6.2. Проверка коленчатого вала
2.6.3. Установка коленчатого вала
2.6.4. Манжеты коленчатого вала
2.6.5. Маховик


2.6.1. Снятие коленчатого вала

Для снятия коленчатого вала необходимо демонтировать двигатель, для чего выполнить следующие операции:
- отсоединить коробку передач от двигателя. При снятии коробки передач не повредить сцепление;
- демонтировать сцепление (подразд. 7.1);
- зафиксировать зубчатый венец маховика с помощью отвертки и отвернуть болты крепления. В большинстве случаев болты удается отвернуть также с помощью кольцевого гаечного ключа без фиксации маховика. Установить для этого кольцевой гаечный ключ под прямым углом и ударить рукой по концу ключа. Для фиксации сцепления можно просверлить два отверстия в узкой металлической полосе и закрепить ее с помощью болтов маховика на поверхности сцепления. Обеспечить надежную опору двигателя и отвернуть болты. На рис. 75 показано положение металлической полосы при отворачивании болтов

Установка металлической полосы для отворачивания или затягивания болтов маховика

Рис. 75. Установка металлической полосы для отворачивания или затягивания болтов маховика
;
- перед демонтажом маховика следует нанести кернером метки на нажимной диск и маховик, чтобы отметить взаимное положение этих деталей. Отвернуть со стороны двигателя болт ременного шкива коленчатого вала, при этом маховик еще находится в фиксированном положении;
- демонтировать головку блока цилиндров с впускным и выпускным коллекторами (подразд. 2.3.1). Демонтаж зубчатого ремня см. подразд. 2.7.1;
- отметить краской на наружной стороне направление вращения зубчатого ремня;
- отвернуть поддон (подразд. 3.1);
- демонтировать масляный насос (подразд. 3.2.1);
- если необходимо демонтировать только коленчатый вал, то поршни и шатуны можно оставить в блоке цилиндров. В противном случае демонтировать поршни и шатуны, как описано в подразд. 2.4.1. Если шатуны и поршни остаются в блоке, то следует промаркировать крышки подшипников шатунов, снять и расположить их вместе с вкладышами. Не забывать о необходимости замены шатунных болтов. Это относится к болтам с гайками и без гаек (двигатели 1,3; 1,4 и 1,6 л);

Измерение осевого люфта коленчатого вала с помощью стрелочного индикатора

Рис. 76. Измерение осевого люфта коленчатого вала с помощью стрелочного индикатора

- установить стрелочный индикатор со штативом таким образом, чтобы измерительный наконечник оказался на концевой шейке коленчатого вала (рис. 76). Индикатор можно установить на блоке цилиндров с помощью магнитной опоры. Переместить отверткой коленчатый вал в сторону, установить показание индикатора на нуль и переместить коленчатый вал в другую сторону. Показание стрелочного индикатора следует записать для последующей сборки. Если осевой люфт будет превышать 0,20 мм, то это необходимо учесть при монтаже.
При отсутствии стрелочного индикатора люфт можно измерить на центральном подшипнике между фланцем подшипника и поверхностью коленчатого вала с помощью щупа, как показано на рис. 77;

Измерение осевого люфта коленчатого вала на центральном подшипнике

Рис. 77. Измерение осевого люфта коленчатого вала на центральном подшипнике

- используя рис. 25, отвернуть крепежные болты на передней стороне двигателя и снять крышку с прокладкой;

Детали на торцовой стороне двигателя

Рис. 25. Детали на торцовой стороне двигателя: 1 — верхний кожух зубчатого ремня; 2 — зубчатый ремень; 3 — болты, 20 Н·м; 4 — защитный кожух зубчатого ремня для шкива насоса; 5 — болт, 80 Н·м; 6 — зубчатый шкив распределительного вала; 7, 8 — болты, 10 Н·м; 9 — кожух зубчатого ремня (внутренняя сторона); 10 — уплотнительное кольцо круглого сечения; 11 — водяной насос; 12 — устройство натяжения ремня; 13 — гайка, 20 Н·м; 14 — монтажная консоль; 15 — зубчатый шкив коленчатого вала; 16 — болт, 40 Н·м + 90°; 17 — шкив коленчатого вала; 18 — болт, 20 Н·м; 19 — поликлиновой ремень; 20 — болт, 90 Н·м + 120°; 21 — нижний кожух зубчатого ремня

- используя рис. 78, отвернуть болты задней крышки и снять ее с прокладкой. В крышке находится манжета, которую нельзя заменить, как на переднем конце вала. Возможно, придется заменить крышку;

Детали маховика с задним маслоуплотнительным кольцом

Рис. 78. Детали маховика с задним маслоуплотнительным кольцом: 1 — прокладка фланца; 2 — фланец уплотнительного кольца с установленным маслоуплотнительным кольцом; 3 — маховик; 4 — болт маховика, 60 Н·м + 90° (всегда заменять); 5 — болт крышки фланца, 10 Н·м

- отвернуть равномерно, крест-накрест болты крышек подшипников коленчатого вала и вынуть их поочередно. Проверить, хорошо ли видны номера крышек. Крышка № 1 находится со стороны шкива;
- снять вкладыши подшипников с коренных шеек коленчатого вала и расположить их вместе с соответствующими крышками подшипников;
- снять с крышки центрального коренного подшипника упорные полукольца, используемые для регулировки осевого люфта;
- вынуть коленчатый вал из блока цилиндров;
- вынуть оставшиеся вкладыши из картера и расположить их вместе с другими вкладышами и крышками. Вкладыши имеют канавки для смазки, при сборке снова следует установить их в картер. Вынуть нижние упорные полукольца центрального подшипника и расположить их в соответствии со стороной установки вместе с другими регулировочными шайбами.



2.6.2. Проверка коленчатого вала

Проверку коленчатого вала необходимо проводить следующим образом:
- тщательно проверить коленчатый вала на возможное наличие дефектов, измерить шейки коренных подшипников и шейки подшипников шатунов. Шейки коренных подшипников коленчатого вала и шатунные шейки коленчатого вала дополнительно можно шлифовать до трех раз, поэтому вал можно устанавливать с вкладышами подшипников, меньшими по размерам. Необходимо помнить, что шейки коренных подшипников двигателя объемом 1,0 л имеют тот же диаметр, что и шейки для других двигателей, но диаметр шатунных шеек коленчатого вала меньше примерно на 6,0 мм. Более подробные сведения см. «Технические данные»;
- зажать коленчатый вал между центрами (или установить обе наружные шейки подшипников на призмы) и на шейке центрального подшипника с помощью стрелочного индикатора проверить на биение, которое не должно превышать 0,06 мм. В противном случае заменить вал;
- измерить рабочий зазор в коренных подшипниках и подшипниках шатунов следующим образом:
1) тщательно очистить вкладыши подшипников и вставить их в каналы блока цилиндров и в шатуны;
2) установить на каждую шейку коренных подшипников по круглому пластиковому стержню Plastigage и установить крышки коренных подшипников с вложенными вкладышами. Затянуть болты моментом 65 Н·м. При монтаже болты надо затянуть еще на 90°, но при измерении зазора этого делать нельзя. После этого вал не вращать;
3) для проверки рабочего зазора подшипников шатунов завести шатун на шатунную шейку коленчатого вала и положить пластиковые полоски Plastigage на верхнюю сторону шатунной шейки коленчатого вала. Установить крышку подшипника с вкладышем и затянуть гайки и болты моментом затяжки, равным 30 Н·м. И в этом случае не проводить дальнейшее затягивание на 90°. Поскольку вал далее проворачивать нельзя, данная операция проводится соответственно с двумя подшипниками шатунов, находящимися в НМТ;
4) отвернуть крышки коренных подшипников; у подшипников шатунов отвернуть поочередно обе гайки;
5) измерить с помощью находящегося в комплекте Plastigage шаблона в наиболее широком месте размер деформированной под нажимом полоски Plastigage (см. рис. 79). Если данный размер не выходит за пределы 0,03–0,08 мм, то необходимо использовать новые вкладыши подшипников, проверив, проводилось ли ранее ремонтное шлифование шеек. У подшипников шатунов здесь также есть различия. Для двигателя объемом 1,0 л рабочий зазор составляет 0,010–0,047 мм, для других двигателей — 0,006–0,047 мм. Предельно допустимый износ указан в «Технических данных»;

Измерение деформированного пластикового стержня Plastigage с помощью шаблона

Рис. 79. Измерение деформированного пластикового стержня Plastigage с помощью шаблона

6) при проверке рабочего зазора подшипников шатунов провернуть коленчатый вал и провести данную операцию для двух других шеек подшипников шатунов с такими же замерами, как описано выше.



2.6.3. Установка коленчатого вала

Установку коленчатого вала необходимо проводить, руководствуясь рис. 25 и порядком, описанным ниже:

Детали на торцовой стороне двигателя

Рис. 25. Детали на торцовой стороне двигателя: 1 — верхний кожух зубчатого ремня; 2 — зубчатый ремень; 3 — болты, 20 Н·м; 4 — защитный кожух зубчатого ремня для шкива насоса; 5 — болт, 80 Н·м; 6 — зубчатый шкив распределительного вала; 7, 8 — болты, 10 Н·м; 9 — кожух зубчатого ремня (внутренняя сторона); 10 — уплотнительное кольцо круглого сечения; 11 — водяной насос; 12 — устройство натяжения ремня; 13 — гайка, 20 Н·м; 14 — монтажная консоль; 15 — зубчатый шкив коленчатого вала; 16 — болт, 40 Н·м + 90°; 17 — шкив коленчатого вала; 18 — болт, 20 Н·м; 19 — поликлиновой ремень; 20 — болт, 90 Н·м + 120°; 21 — нижний кожух зубчатого ремня

- протереть основные каналы и установить вкладыши подшипников с канавками для смазки так, чтобы установочные язычки вошли в соответствующую прорезь (рис. 80). Вкладыши тщательно смазать маслом

Вкладыши подшипников в картере

Рис. 80. Вкладыши подшипников в картере

;
- установить на центральном подшипнике оба упорных полукольца, находящиеся в блоке. Канавки для смазки должны быть обращены в сторону блока;
- установить осторожно коленчатый вал на вкладыши подшипников. Если шатуны еще находятся в блоке цилиндров, то подшипники шатунов следует вывести на шатунные шейки коленчатого вала;
- установить нижние вкладыши подшипников в соответствующие крышки подшипников коленчатого вала (установочные язычки в установочных канавках крышек) и тщательно смазать маслом поверхности. Оба других упорных полукольца устанавливаются на крышке. Их также тщательно смазать. Смазочные канавки должны быть направлены в сторону коленчатого вала;
- установить крышки на картер и подогнать их посадку ударами резинового или пластикового молотка. Крышки имеют метки и должны устанавливаться в соответствии с ними;
- затянуть болты крышек, начиная от центра к краям, в несколько проходов до момента затяжки, равного 65 Н·м. После затяжки всех болтов снова начать с центральной крышки и затянуть все болты еще на 1/4 оборота (90°) без использования динамометрического гаечного ключа. Затем несколько раз провернуть коленчатый вал, чтобы выявить заедание;
- еще раз проверить осевой люфт, как описано в подразд. 2.6.1 о демонтаже коленчатого вала (см. также рис. 76 или 77);

Измерение осевого люфта коленчатого вала с помощью стрелочного индикатора

Рис. 76. Измерение осевого люфта коленчатого вала с помощью стрелочного индикатора

Измерение осевого люфта коленчатого вала на центральном подшипнике

Рис. 77. Измерение осевого люфта коленчатого вала на центральном подшипнике

- установить переднее маслоуплотнительное кольцо (подразд. 2.6.4) и крышку с задней манжетой с новой прокладкой на картере. Затянуть болты по окружности моментом 10 Н·м;
- установить распределительную шестерню со шпонкой;
- установить приводной ремень, как описано в подразд. 2.7.1, и смонтировать крышки;
- установить маховик. Болты должны всегда заменяться. Резьба болтов ранее обрабатывалась герметиком D6, препятствующим отворачиванию. Теперь этого не требуется. Болты затягиваются моментом затяжки, равным 60 Н·м, затем доворачиваются еще на 90°. Зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, установив между щекой кривошипа и стенкой картера деревянный клин либо заблокировав маховик от вращения в соответствии с рис. 75;

Установка металлической полосы для отворачивания или затягивания болтов маховика

Рис. 75. Установка металлической полосы для отворачивания или затягивания болтов маховика

- установить сцепление в соответствии с обозначением на нем. Ведомый диск сцепления должен быть при этом надежно центрирован (подразд. 7.1). Болты затягивать равномерно, крест-накрест моментом 25 Н·м;
- установить масляный насос (см. подразд. 3.2.2). Обязательно проверить, чтобы ведущая цепь была натянута, как необходимо;
- установить поддон картера, как описано в соответствующем подразделе. Обратить внимание на изменение способа монтажа поддона (с марта 1995 г.);
- все остальные работы выполнять в последовательности, обратной снятию.



2.6.4. Манжеты коленчатого вала

Переднюю и заднюю манжеты коленчатого вала следует заменять при каждом снятии коленчатого вала или крышек. Как уже было упомянуто, применительно к задней манжете это означает полную замену комплекта крышки с манжетой. При этом необходимо соблюдать особые меры предосторожности и иметь специальный инструмент, перечень которого приводится ниже. Манжета с крышкой могут заменяться также и при установленном двигателе, если четко видно, что масло течет именно в данной зоне. Проскальзывание сцепления может быть вызвано, например, негерметичностью заднего маслоуплотнительного кольца.
Снятие манжет
В случае необходимости снятия передней манжеты следует демонтировать поликлиновой ремень, защитную крышку зубчатого ремня, зубчатый ремень и шкивы коленчатого вала. Для отвинчивания болтов шкива коленчатого вала включить пятую передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом и отвернуть болт с помощью торцовой головки.
Для снятия передней манжеты обычно следует использовать инструмент, представленный на рис. 55. Снятие проводится таким же способом, как описано для манжеты распределительного вала в подразд. 2.3.7. Тем не менее есть и отличие. Так как инструмент нельзя запрессовать в манжету, то в нее следует вставить тщательно смазанный маслом съемник и ввернуть его с помощью храповой муфты. После этого ослабить рукоятку и вращать внутреннюю деталь в направлении коленчатого вала до тех пор, пока манжета не выйдет. На рис. 81 показано, как устанавливать инструмент и храповую муфту.

Специальный инструмент для снятия манжеты распределительного вала (передней манжеты коленчатого вала)

Рис. 55. Специальный инструмент для снятия манжеты распределительного вала (передней манжеты коленчатого вала)

Снятие передней манжеты с помощью специального съемника

Рис. 81. Снятие передней манжеты с помощью специального съемника

Перед снятием задней манжеты и, соответственно, крышки следует предварительно снять коробку передач, сцепление и маховик, прежде чем станет возможно отсоединить крышку с манжетой. Расположенную под ней прокладку следует всегда заменять.
Установка манжет
На двигателе, установленном на автомобиле, установка манжеты возможна только с применением специального инструмента.
Для установки манжеты необходимо надеть направляющую втулку втягивающего приспособления 3083 на шейку коленчатого вала, смазать маслом внутреннюю и наружную стороны манжеты и надеть ее на направляющую гильзу. Затем надеть нажимную втулку приспособления на направляющую втулку и затягивать находящийся посередине болт, как показано на рис. 82, до посадки манжеты. После этого снова демонтировать детали приспособления.

Установка передней манжеты коленчатого вала с помощью специального инструмента

Рис. 82. Установка передней манжеты коленчатого вала с помощью специального инструмента

Все остальные работы проводить в последовательности, обратной демонтажу. Установить зубчатый шкив коленчатого вала на вал. Смазать маслом резьбовую часть болта и после завинчивания затянуть болт моментом, равным 90 Н·м. Из этого положения, используя стандартную гайку, затянуть болт далее на 1/3 оборота (120°). Дополнительная затяжка болта может проводиться за несколько операций. Важно, чтобы в конечном итоге был достигнут угол 120°. Для затяжки можно использовать градуированный диск.



2.6.5. Маховик

Маховик имеет стандартную конструкцию и крепится болтами непосредственно к заднему фланцу коленчатого вала.
Для отсоединения маховика зафиксировать его соответствующим образом за зубчатый венец (отверткой) и отворачивать болты маховика либо заблокировать маховик, как показано на рис. 75 при демонтаже коленчатого вала. Двигатель должен быть при этом жестко зафиксирован.

Установка металлической полосы для отворачивания или затягивания болтов маховика

Рис. 75. Установка металлической полосы для отворачивания или затягивания болтов маховика

Болты маховика нельзя использовать второй раз. Болты следует подтягивать на определенный угол. Сначала их затягивают моментом 60 Н·м, затем без использования динамометрического гаечного ключа еще на 1/2 оборота.
Зубчатый венец маховика напрессован на маховик в горячем состоянии.

Примечание
Если поверхность трения маховика была повреждена, например при замене проскальзывающего сцепления, то маховик подлежит замене. Если зубчатый венец маховика поврежден, то необходимо тщательно проверить шестерню стартера.







 
 
Рейтинг@Mail.ru
Назад к содержимому | Назад к главному меню