Поршни и шатуны - Ремонт автомобиля

Перейти к контенту

Главное меню:

Поршни и шатуны

Библиотека > Volkswagen > 2. Двигатель

Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Интернет-магазины по продаже автомобильной литературы издательств: «Третий Рим», «Легион-Автодата», «Монолит» и других

 
Книга: VOLKSWAGEN POLO III бензин 1994-2001

Книга: Руководство по ремонту автомобиля

ISBN:
 978-5-91770-104-2
Кол-во страниц:
  158
Язык:
 Русский

Руководство по ремонту, устройству и техническому обслуживанию автомобилей




Руководства по ремонту


   Acura
   Audi
   BMW
   Chery
   Chevrolet
   Chrysler
   Citroen
   Daewoo
   Daihatsu
   Dodge
   Fiat
   Ford
   Honda
   Hyundai
   Jeep
   Kia
   Land Rover

Руководства по ремонту


   Lexus
   Mazda
   Mercedes Benz
   Mitsubishi
   Nissan
   Opel
   Peugeot
   Range Rover
   Renault
   Skoda
   Ssang Yong
   Subaru
   Suzuki
   Toyota
   Volvo
   Volkswagen
   ВАЗ

Главы из книги ( без картинок таблиц ) для ознакомления перед покупкой

2.4. Поршни и шатуны

2.4.1. Снятие
2.4.2. Измерение диаметров цилиндров
2.4.3. Проверка поршней и шатунов
2.4.4. Измерение рабочих зазоров в шатунных подшипниках
2.4.5. Сборка поршней и шатунов
2.4.6. Установка поршней и шатунов


2.4.1. Снятие
Поршни и шатуны выталкиваются вверх из картера с помощью деревянной ручки молотка после снятия крышек подшипников шатунов и вкладышей подшипников. Перед проведением этих работ необходимо ознакомиться со следующими рекомендациями:

Маркировка днищ поршней перед снятием поршней и шатунов

Рис. 58. Маркировка днищ поршней перед снятием поршней и шатунов

- на каждом поршне и соответствующем ему шатуне должен быть указан номер цилиндра, из которого они были демонтированы. Это лучше всего сделать краской на днище поршня (рис. 58). Кроме того, нанести на днище поршня стрелку, указывающую в направлении к передней части двигателя;

Маркировка крышек подшипников и шатунов перед их снятием

Рис. 59. Маркировка крышек подшипников и шатунов перед их снятием

Шатунный подшипник

Рис. 60. Шатунный подшипник

- перед демонтажом поршня с шатуном обратить внимание на точное направление установки крышки подшипника шатуна и перед снятием крышки нанести кернером на одну сторону шатуна и крышки подшипника номер цилиндра (цилиндр № 1 — одна метка и т.д.) (рис. 59). Шатуны и крышки подшипников шатунов надо компоновать таким образом, чтобы оба прилива В (рис. 60) и обозначения А номеров цилиндров находились друг против друга. Оба прилива после установки шатунов всегда должны быть направлены в сторону шкива коленчатого вала;
- вкладыши подшипников обозначать в соответствии с шатуном и крышкой подшипника. Точно так же на тыльной стороне краской обозначить верхние и нижние вкладыши подшипников;
- поршни отличаются друг от друга по глубине выемки в днище. Например, если предполагается установить поршень от подержанного автомобиля, то можно измерить глубину b (высота сжатия) в соответствии с рис. 61. Ее значение неодинаково для различных двигателей.

Размеры поршня (см. «Технические данные»)

Рис. 61. Размеры поршня (см. «Технические данные»)

Намеченные для установки поршни должны иметь одинаковую глубину. Различаются по ширине и выемки с. Поршни двигателя объемом 1,6 л, выпускаемого с 1996 г., имеют те же размеры, что и поршни его предшественника — двигателя объемом 1,6 л. Поршни двигателя объемом 1,4 л уже отличаются по размерам от выпущенных ранее. Поэтому при использовании новых поршней надо измерять старые поршни и полученные данные сравнивать с данными новых.
При снятии поршней необходимо выполнить следующее:
- вынуть крышки и вкладыши подшипников и извлечь детали, как указано выше. Если необходимо, удалить образовавшееся на верхней части поршня кольцо масляного нагара с помощью шабера;
- вытолкнуть поршневые пальцы после удаления стопорных колец. Вырез в отверстии для поршневого пальца позволяет использовать оправку, с помощью которой можно извлекать стопорные кольца, как показано на рис. 62. Палец выпрессовывают подходящей для этой цели оправкой;

Извлечение пружинных стопорных колец из канавок в отверстии для поршневого пальца с помощью заостренной оправки

Рис. 62. Извлечение пружинных стопорных колец из канавок в отверстии для поршневого пальца с помощью заостренной оправки

- вынимать поршневые кольца поочередно с помощью предназначенных для монтажа поршневых колец специальных захватов, начиная с днища поршня (рис. 63). Если кольца можно использовать снова, то их следует соответствующим образом промаркировать. При отсутствии монтажных щипцов с противоположных сторон поршня под кольцо вставляются металлические пластины. Одну из пластин надо обязательно подкладывать под кольцо в месте, показанном на рис. 64, чтобы не было задиров на зеркале цилиндра.

Извлечение поршневых колец с помощью специальных захватов, предназначенных для их монтажа

Рис. 63. Извлечение поршневых колец с помощью специальных захватов, предназначенных для их монтажа

Использование металлических пластин для снятия или установки поршневых колец. После установки пластин кольца вынимаются вверх

Рис. 64. Использование металлических пластин для снятия или установки поршневых колец. После установки пластин кольца вынимаются вверх

Детали поршня и шатуна двигателя объемом 1,0 л (на других двигателях болты шатуна вворачиваются в него снизу)

Рис. 66. Детали поршня и шатуна двигателя объемом 1,0 л (на других двигателях болты шатуна вворачиваются в него снизу): 1 — поршневые кольца; 2 — поршень; 3 — шатун; 4 — крышка подшипника шатуна; 5 — гайка подшипника шатуна, 30 Н·м + 90°; 6 — вкладыш подшипника шатуна; 7 — блок цилиндров; 8 — болт шатуна (всегда заменять), на двигателях объемом 1,3, 1,4 и 1,6 л затягивать моментом 30 Н·м + 90°; 9 — стопорное кольцо поршневого пальца; 10 — поршневой палец

На рис. 66 показаны детали поршня после разборки. Элементы А и В должны совпадать при использовании одинаковых деталей.




2.4.2. Измерение диаметров цилиндров

Для измерения диаметров цилиндров необходим индикаторный нутромер, с помощью которого можно получить замеры с середины и основания цилиндров. При его отсутствии проведение указанных работ невозможно. Использование индикаторного нутромера, предназначенного для измерения диаметров цилиндров, дело довольно непростое, поэтому рекомендуется доставить разобранный блок цилиндров для измерений в ремонтную мастерскую. Там быстро установят степень износа блока цилиндров. Прошедший расточку блок цилиндров поставляют вместе с поршнями, которые в этом случае маркируются в соответствии с нумерацией цилиндров.
Измерения диаметров цилиндров проводятся в продольном и поперечном направлениях (рис. 65). Кроме этого измерять диаметры также надо на расстоянии 10 мм от верхней кромки, 10 мм от нижней кромки и один раз в середине. В общей сложности на диаметр каждого цилиндра приходится по шесть измерений. Все полученные значения записываются и сравниваются с техническими данными (см. прил.).

Измерение диаметра цилиндра с помощью стрелочного индикатора

Рис. 65. Измерение диаметра цилиндра с помощью стрелочного индикатора

Измерение диаметра поршня (на расстоянии 10 мм от нижней кромки юбки поршня)

Рис. 67. Измерение диаметра поршня (на расстоянии 10 мм от нижней кромки юбки поршня)

Следует помнить, что расточка и хонингование должны проводиться на всех цилиндрах. Допускается отклонение от номинальных размеров, равное 0,04 мм. Поршни ремонтных размеров можно получить в соответствии с размерами, указанными в «Технических данных». В общей сложности это три размера. Окончательно диаметр цилиндра определяется по результатам измерения поршня (рис. 67): на расстоянии 10 мм от нижней кромки юбки поршня и под прямым углом к отверстию под поршневой палец. Если у одного поршня отклонение от основного размера превышает 0,04 мм, то блок цилиндров надо расточить и хонинговать.
Для проверки зазора измерить поршень и диаметр цилиндра, как описано, и определить разность размеров на цилиндр. Если результат превышает 0,07 мм, то цилиндры надо расточить и хонинговать, так как он достиг предельного износа.



2.4.3. Проверка поршней и шатунов

После снятия поршней и шатунов необходимо провести дефектовку. При наличии на деталях признаков задиров, трещин и сильного износа их следует заменить. Поршни и шатуны необходимо проверять следующим образом:

Измерение зазора поршневых колец по высоте в канавках поршня

Рис. 68. Измерение зазора поршневых колец по высоте в канавках поршня

- измерить зазор поршневых колец по высоте в канавках поршня, устанавливая поршневые кольца поочередно в соответствующую канавку (рис. 68). Определить с помощью щупа зазор между торцом кольца и его канавкой. Если зазор составляет более 0,15 мм, то изношены кольцо или поршень. Номинальный размер 0,02–0,05 мм. Маслосъемное кольцо может состоять из трех частей. При таком исполнении колец измерить зазор по высоте невозможно. В других двигателях используется одинарное кольцо. На него распространяются те же правила, что и для компрессионных поршневых колец;
- поочередно установить в цилиндры все поршневые кольца с нижней стороны картера. Поршнем отжать кольца вниз примерно на 15 мм. Благодаря этому обеспечивается их установка в цилиндре без перекосов;

Измерение зазора в замке поршневых колец

Рис. 69. Измерение зазора в замке поршневых колец

- ввести щуп в зазор между концами кольца, как показано на рис. 69, для измерения зазора в замке поршневого кольца. Значения зазора см. «Технические данные». Зазоры неодинаковы для различных двигателей;
- при слишком малом зазоре (например, на новых кольцах, которые также необходимо измерять), концы колец можно обработать напильником. При слишком большом зазоре кольцо подлежит замене;
- проверить поршневые пальцы и втулки шатунов на наличие задиров. Если окажется, что поврежден хотя бы один шатун, необходимо заменить весь комплект;
- проверить шатуны на правильном станке на деформацию скручивания и изгиба;
- болты подшипников шатунов и гайки шатунов всегда необходимо заменять — к повторному использованию они не пригодны;

Контроль предварительной затяжки вкладышей подшипников шатунов

Рис. 70. Контроль предварительной затяжки вкладышей подшипников шатунов: а — диаметр вкладыша подшипника; b — диаметр отверстия шатуна

- новым требованием для установленных двигателей является измерение значения предварительной затяжки для вкладышей подшипников шатунов. Для этого требуется штангенциркуль. С этой целью шатуны и крышки подшипников соединяют болтами без вкладышей и затягивают гайки моментом 30 Н·м (доворачивать на требуемый угол не требуется). Измерить ширину а (рис. 70) вкладыша шатунных подшипников и записать ее. Затем измерить внутренний диаметр b шатунного подшипника. Вычесть диаметр вкладыша подшипника а из внутреннего диаметра b. Для двигателя объемом 1,0 л разность должна составлять 0,5 мм. У остальных двигателей она может быть до 1,5 мм. В противном случае вкладыши подшипников необходимо заменить.



2.4.4. Измерение рабочих зазоров в шатунных подшипниках
См. подразд. 2.6.2.



2.4.5. Сборка поршней и шатунов

Для сборки поршней и шатунов необходимо сделать следующее:
- при замене поршней убедиться, что все поршни относятся к одному типу;
- нагреть поршни до температуры 60° С (положить в горячую воду). Подобрать оправку подходящего размера, которую можно вставить внутрь поршневого пальца;
- усилием руки вставить смазанный палец в нагретый поршень и шатун. На рис. 71 показано, как держать палец. Предварительно необходимо установить на одной стороне упорное кольцо, чтобы можно было плотно прижимать палец к нему;

Установка поршневого пальца

Рис. 71. Установка поршневого пальца

- при сборке поршней и шатунов обязательно соблюдать следующие рекомендации:
1) стрелка на днище поршня (нарисованная от руки или выбитая у новых поршней) должна быть обращена к передней стороне двигателя (см. рис. 58);

Маркировка днищ поршней перед снятием поршней и шатунов

Рис. 58. Маркировка днищ поршней перед снятием поршней и шатунов

Шатунный подшипник

Рис. 60. Шатунный подшипник

2) приливы на шатуне и крышках подшипников (см. рис. 60) должны быть обращены в сторону шкива коленчатого вала;
3) обозначения номеров цилиндров (см. рис. 59) на шатуне и крышке подшипника должны соответствовать друг другу;

Маркировка крышек подшипников и шатунов перед их снятием

Рис. 59. Маркировка крышек подшипников и шатунов перед их снятием

- установить на другой стороне поршня второе пружинное стопорное кольцо и убедиться в надежности его посадки;
- проверить, чтобы поршень после сборки мог свободно наклоняться в разные стороны;
- установить с помощью щипцов для монтажа поршневых колец поршневые кольца в канавки (см. рис. 63). Компрессионные поршневые кольца можно перепутать, поэтому перед установкой необходимо обратить внимание на их поперечное сечение. Кроме того, эти кольца имеют на одной стороне обозначение «Top» или «Oben», после установки кольца оно должно быть видно со стороны днища поршня.

Извлечение поршневых колец с помощью специальных захватов, предназначенных для их монтажа

Рис. 63. Извлечение поршневых колец с помощью специальных захватов, предназначенных для их монтажа



2.4.6. Установка поршней и шатунов

Для установки поршней и шатунов необходимо выполнить следующее:
- тщательно смазать зеркало цилиндров;
.
Шатунный подшипник

Рис. 60. Шатунный подшипник

- разложить все шатуны в соответствии с номерами цилиндров. Приливы на шатуне и крышке подшипника должны быть направлены в сторону шкива коленчатого вала (см рис. 60). На рис. 66 показано, как должны совмещаться детали;

Детали поршня и шатуна двигателя объемом 1,0 л (на других двигателях болты шатуна вворачиваются в него снизу)

Рис. 66. Детали поршня и шатуна двигателя объемом 1,0 л (на других двигателях болты шатуна вворачиваются в него снизу): 1 — поршневые кольца; 2 — поршень; 3 — шатун; 4 — крышка подшипника шатуна; 5 — гайка подшипника шатуна, 30 Н·м + 90°; 6 — вкладыш подшипника шатуна; 7 — блок цилиндров; 8 — болт шатуна (всегда заменять), на двигателях объемом 1,3, 1,4 и 1,6 л затягивать моментом 30 Н·м + 90°; 9 — стопорное кольцо поршневого пальца; 10 — поршневой палец

- стрелки на днищах поршней должны указывать на переднюю часть двигателя;
- расположить замки поршневых колец, чтобы они находились на равном расстоянии друг от друга по окружности поршня под углом 120°. На рис. 66 показано смещение замков по отношению к поршневому пальцу;
- установить стяжной ленточный хомут вокруг поршневого кольца, как показано на рис. 72, и нажатием руки установить поршневые кольца в канавки. Проверить надежность посадки колец;

Установка стяжного ленточного хомута

Рис. 72. Установка стяжного ленточного хомута

- надеть на шпильки шатуна короткие обрезки резиновой или пластиковой трубки (только для двигателя объемом 1,0 л), чтобы не поцарапать зеркало цилиндра;
- проворачивать коленчатый вал двигателя до тех пор, пока две шатунные шейки коленчатого вала не окажутся в НМТ;
- вставить сверху шатун в цилиндр. Положить для этого двигатель на бок, чтобы можно было установить шатун на опорной шейке, не допуская появления царапин в цилиндре или на шейке коленчатого вала. Вкладыш подшипника шатуна должен находиться в шатуне, а его установочный язычок — в соответствующей прорези в шатуне;
- вставить поршень в отверстие цилиндра, пока кольца поочередно не войдут в канал, а нижняя головка шатуна не сядет на шатунную шейку коленчатого вала;
- вставить второй вкладыш в крышку подшипника, хорошо его смазать, прижать крышку подшипника к шпилькам шатуна и слегка постучать (для двигателя объемом 1,0 л) или ввернуть болты в шатун через крышку подшипника шатуна. В этом случае смазать маслом нижнюю сторону головок болтов и резьбу, сняв предварительно резиновые трубки (если они использовались). Обязательно следить за тем, чтобы были совмещены друг с другом оба прилива;
- смазать поверхности прилегания гаек к крышке подшипника шатуна, резьбы болтов шатуна (двигатель объемом 1,0 л). Затянуть гайки или болты шатуна в два приема следующим образом:
1) затянуть гайки или болты шатуна попеременно до момента 30 Н·м;
2) довернуть еще на 90°;
- после установки шатуна провернуть несколько раз коленчатый вал, чтобы выявить заедание;
- еще раз проверить обозначение всех шатунов и убедиться, что поршни установлены правильно;
- измерить с помощью щупа зазор между боковой поверхностью шатуна и рабочей поверхностью коленчатого вала, как показано на рис. 73. Это осевой зазор подшипников шатуна, который не должен превышать 0,40 мм. Обычно он составляет 0,05–0,31 мм. Измерять зазор лучше перед разборкой двигателя;

Проверка осевого зазора подшипника шатуна на коленчатом валу с помощью щупа

Рис. 73. Проверка осевого зазора подшипника шатуна на коленчатом валу с помощью щупа

- далее проводить работы в последовательности, обратной снятию, в заключение установить поддон (подразд. 3.1.). При этом следует обратить внимание на различие в способах крепления (начиная с марта 1995 г.).









 
 
Рейтинг@Mail.ru
Назад к содержимому | Назад к главному меню