Сборка коробки передач - Ремонт автомобиля

Перейти к контенту

Главное меню:

Сборка коробки передач

Библиотека > Volkswagen > 8. Механическая коробка передач

Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Интернет-магазины по продаже автомобильной литературы издательств: «Третий Рим», «Легион-Автодата», «Монолит» и других

 
Книга: VOLKSWAGEN POLO III бензин 1994-2001

Книга: Руководство по ремонту автомобиля

ISBN:
 978-5-91770-104-2
Кол-во страниц:
  158
Язык:
 Русский

Руководство по ремонту, устройству и техническому обслуживанию автомобилей




Руководства по ремонту


   Acura
   Audi
   BMW
   Chery
   Chevrolet
   Chrysler
   Citroen
   Daewoo
   Daihatsu
   Dodge
   Fiat
   Ford
   Honda
   Hyundai
   Jeep
   Kia
   Land Rover

Руководства по ремонту


   Lexus
   Mazda
   Mercedes Benz
   Mitsubishi
   Nissan
   Opel
   Peugeot
   Range Rover
   Renault
   Skoda
   Ssang Yong
   Subaru
   Suzuki
   Toyota
   Volvo
   Volkswagen
   ВАЗ

Главы из книги ( без картинок таблиц ) для ознакомления перед покупкой

8.4. Сборка коробки передач

8.4.1. Сборка ведомого вала

При необходимости замены ведомого вала или его подшипника ведомый вал подлежит регулировке, как описано ниже.
Сборка вала проводится в последовательности, обратной разборке. Помимо регулировки необходимо обратить внимание на следующее:

Детали ведомого вала

Рис. 185. Детали ведомого вала: 1 — картер коробки передач; 2 — установочное упорное кольцо подшипника, наружное; 3 — конический роликовый подшипник; 4 — регулировочная шайба; 5 — шестерня включения первой передачи; 6 — игольчатый подшипник; 7 — внутреннее кольцо синхронизатора первой передачи; 8 — наружное кольцо синхронизатора первой передачи; 9 — кольцо синхронизатора первой передачи; 10 — упорное кольцо; 11 — синхронизатор (скользящая муфта и ступица переключения первой/ второй передачи; 12 — пружина синхронизатора; 13 — скользящая муфта; 14 — ступица синхронизатора; 15 — сухари; 16 — пружина синхронизатора; 17 — кольцо синхронизатора второй передачи; 18 — наружное кольцо синхронизатора второй передачи; 19 — внутреннее кольцо синхронизатора второй передачи; 20 — шестерня второй передачи; 21 — упорное кольцо; 22 — игольчатый подшипник шестерни второй передачи; 23 — шестерня третьей передачи; 24 — упорное кольцо; 25 — упорное кольцо; 26 — шестерня четвертой передачи; 27 — ведомый вал; 28 — конический подшипник; 29 — установочное упорное кольцо подшипника; 30 — компенсационные шайбы (необходимо подбирать); 31 — картер сцепления; 32 — установочное упорное кольцо; 33 — втулка игольчатого подшипника; 34 — игольчатый подшипник пятой шестерни; 35 — шестерня пятой передачи; 36 — кольцо синхронизатора пятой передачи; 37 — пружина синхронизатора; 38 — ступица синхронизатора пятой передачи; 39 — скользящая муфта пятой передачи; 40 — упорное кольцо

Ведомый вал представлен на рис. 185) измеряется (см. ниже);
- запрессовать конический роликовый подшипник 28 на конец вала;

Измерение зазора между внутренним кольцом синхронизатора и шестерней

Рис. 187. Измерение зазора между внутренним кольцом синхронизатора и шестерней

Измерение зазора между находящимися под усилением деталями синхронизатора

Рис. 188. Измерение зазора между находящимися под усилением деталями синхронизатора

- перед сборкой вала проверить кольцо синхронизатора первой и второй передачи на износ. Измерения проводить дважды. Сначала нажимать на внутреннее кольцо в сторону конической поверхности шестерни передачи и измерить с помощью контактного щупа зазор а (рис. 187). Допустимый зазор (предел износа) составляет 0,3 мм (у нового 0,75–1,25 мм). При втором измерении нажатие следует проводить на кольцо синхронизатора, наружное и внутреннее кольца в направлении конической поверхности шестерни передачи и с помощью контактного щупа измерить зазор а (рис. 188). Допустимый зазор (предел износа) составляет 0,5 мм (у нового 1,2–1,8 мм).
Сборку ведомого вала необходимо проводить следующим образом.
Собрать детали синхронизатора второй передачи согласно рис. 189 в следующем порядке:

Сборка синхронизатора второй передачи

Рис. 189. Сборка синхронизатора второй передачи: А — внутреннее кольцо; В — наружное кольцо; 1, 2, 3 — стрелки

- установить внутреннее кольцо А на шестерню второй передачи. Скошенные выступы (стрелка 1) должны быть обращены в сторону наружного кольца В;
- установить наружное кольцо В. Выступы (стрелка 2) должны входить в канавки шестерни передачи (стрелка 3);
- установить кольцо синхронизатора С. Пазы должны войти в зацепление с внутренним кольцом в местах, отмеченных стрелкой 1;
- установить три стопора в ступицу передачи, а скользящую муфту — на ступицу;

Установка пружин синхронизаторов

Рис. 190. Установка пружин синхронизаторов

- при установке пружин синхронизатора использовать рис. 190 и устанавливать пружины, как показано на рисунке: смещать конец пружины, находящийся на противоположной стороне, на 120° по отношению к другой пружине, как показано пунктирной линией. Следует помнить, что канавка в скользящей муфте должна быть обращена в сторону первой передачи.
Собрать детали синхронизатора первой передачи в следующем порядке:
- установить наружное кольцо, как показано на рис. 191. Выступы на внутренней стороне должны быть обращены к шестерне передачи заднего хода А;

Установка наружного кольца синхронизатора

Рис. 191. Установка наружного кольца синхронизатора

- установить внутреннее кольцо А, используя рис. 192. Скошенные выступы (стрелка 1) должны войти в зацепление с канавками (стрелка 2) кольца синхронизатора В;

Совмещение внутреннего кольца синхронизатора и колец синхронизатора

Рис. 192. Совмещение внутреннего кольца синхронизатора и колец синхронизатора: А — внутреннее кольцо синхронизатора; В — кольца синхронизатора; 1, 2 — стрелки.

- установить сверху шестерню первой передачи. Канавки в буртике шестерни включения должны войти в зацепление с выступами на наружном кольце синхронизатора;
- на электрической плите разогреть шестерню четвертой передачи до 120° С и запрессовать вал, проведя его через шестерню таким образом, чтобы буртик был обращен к шестерне третьей передачи;
- установить оба упорных кольца 24 (см. рис. 185) и 25. Для этого использовать специальные плоскогубцы, применяемые при ремонте водяных насосов. Установить кольцо сначала над валом, а затем ввести его плоскогубцами в паз;
- установить шестерню 23 третьей передачи со смазанным маслом игольчатым подшипником и закрепить ее на другой стороне упорным кольцом 21. Проверить надежность крепления кольца в пазу;
- установить шестерню 20 второй передачи с деталями синхронизатора (см. выше указания по монтажу) на игольчатый подшипник и установить собранный синхронизатор.
Канавка в скользящей муфте должна быть обращена в сторону шестерни первой передачи, а зубья передачи заднего хода — в сторону шестерни второй передачи. Синхронизатор запрессовать, используя пресс, при этом пазы в синхронизаторе выводятся на одну линию со стопорами;
- установить на вал шестерню первой передачи с установленными в ней деталями синхронизатора (см. выше указания по монтажу) и игольчатым подшипником.
Отрегулировать ведомый вал следующим образом:
- запрессовать в картер сцепления наружное установочное упорное кольцо конического роликового подшипника при использовании компенсационной шайбы толщиной 0,75 мм с помощью соответствующей оправки или осторожно забить его;
- установить собранный ведомый вал и картер коробки передач. Болты затягивать моментом 25 Н·м;

Специальный инструмент для проведения измерений на ведомом валу

Рис. 193. Специальный инструмент для проведения измерений на ведомом валу

- провернуть несколько раз вал, чтобы подшипник мог приработаться, и установить указанные на рис. 193 специальные инструменты со стрелочным индикатором на конец вала. Установить на стрелочном индикаторе натяжение, равное 1,0 мм, и перевести стрелку индикатора на нуль;
- перевести ведомый вал в направлении, указанном стрелкой, и зафиксировать (например, 0,30 мм) показание на стрелочном индикаторе. Следует помнить, что данная операция должна проводиться при каждом новом замере, так как стрелка стрелочного индикатора в первоначальное положение не возвращается;
- на основе данного замера определить толщину компенсационной шайбы. Для этого суммировать толщину установленной шайбы, показанное значение и значение предварительной затяжки. Сумма даст значение толщины требуемой шайбы;

Пример
Толщина установленной компенсационной шайбы        0,75 мм
Измеренное значение        0,30 мм
Значение предварительной затяжки        0,20 мм
Толщина необходимой компенсационной шайбы:        0,75+0,30+0,20=1,25 (мм)

- снова снять ведомый вал, вынуть наружное кольцо подшипника из картера и извлечь шайбу. В комплект входят шайбы толщиной от 0,70 до 1,40 мм, поэтому необходимую толщину можно подобрать абсолютно точно;

Снятие установочного упорного кольца конического роликового подшипника первичного вала

Рис. 173. Снятие установочного упорного кольца конического роликового подшипника первичного вала: А — съемник Kukko 21/5; B — мост Kukko 22/2

- вынуть установочное упорное кольцо с помощью соответствующего съемника (см. рис. 173) и вынуть установленную компенсационную шайбу толщиной 0,75 мм из картера сцепления;
- снова запрессовать в картер сцепления наружное установочное упорное кольцо с необходимой компенсационной шайбой (на этот раз толщиной 1,25 мм), установить картер коробки передач и затянуть болты крепления картера сцепления моментом 25 Н·м;
- установить на ведомый вал датчик крутящего момента и насадку VW 548 и равномерно проворачивать вал с устройством для измерения крутящего момента (рис. 194). Если установлены новые конические роликовые подшипники, то показание должно составлять 80–160 Н·см. У приработанных подшипников крутящий момент должен составлять не менее 30 Н·см. Перед проведением контроля подшипники необходимо смазать трансмиссионным маслом.

Измерение крутящего момента установленного ведомого вала с помощью специального устройства (А) для измерения крутящего момента

Рис. 194. Измерение крутящего момента установленного ведомого вала с помощью специального устройства (А) для измерения крутящего момента


8.4.2. Сборка первичного вала

Детали первичного вала

Рис. 182. Детали первичного вала: 1 — винт Torx с головкой М8; 2 — пружинное стопорное кольцо; 3 — шестерня ходовая, пятая передача; 4 — установочное упорное кольцо конического роликового подшипника; 5 — внутреннее кольцо конического роликового подшипника; 6 — картер коробки передач; 7 — первичный вал; 8 — игольчатый подшипник; 9 — шестерня третьей передачи; 10 — кольцо синхронизатора третьей передачи; 11, 13 — упорные кольца; 12 — муфта свободного хода со ступицей переключения; 15 — шестерня четвертой передачи; 16 — игольчатый подшипник; 17 — регулировочная шайба; 18 — внутреннее кольцо конического роликового подшипника; 19 — компенсационная шайба; 20 — наружное кольцо конического роликового подшипника; 21 — картер сцепления; 22, 26 — пружины синхронизаторов; 23 — фиксатор переключения; 24 — муфта свободного хода; 25 — ступица синхронизатора

Если проводилась замена картера коробки передач, картера сцепления, самого вала или конических роликовых подшипников, то первичный вал подлежит регулировке. Сборка вала проводится в последовательности, обратной разборке, при использовании рис. 182. Помимо регулировки, необходимо обратить внимание на следующее моменты:


Маркировка деталей синхронизатора третьей/четвертой передачи

Рис. 195. Маркировка деталей синхронизатора третьей/четвертой передачи

- собирать синхронизатор 13 необходимо в последовательности, обратной его разборке. Как уже упоминалось, скользящую муфту и ступицу включения нельзя разукомплектовывать, заменять их необходимо в сборе. Большая по длине сторона зубчатых зацеплений, прерываемых кольцевой выточкой (нижняя стрелка, рис. 195), должна быть обращена в сторону шестерни включения четвертой передачи. Дополнительная маркировочная кольцевая выточка (верхняя стрелка) также должна быть обращена в сторону четвертой передачи;
- запрессовать на конец вала внутреннее кольцо 8 (см. рис. 182) необходимо под прессом скошенной поверхностью роликов наружу;
- установить кольцо синхронизатора на шестерню передачи и, как показано на рис. 196, измерить щупом зазор а. Зазор (предел износа) составляет 0,5 мм (у нового 1,3–1,7 мм);

Измерение зазора между установленным кольцом синхронизатора и шестерней передачи

Рис. 196. Измерение зазора между установленным кольцом синхронизатора и шестерней передачи

- смазать маслом игольчатый подшипник 8 (см. рис. 182), надвинуть его на вал и установить на подшипник шестерню 9 третьей передачи. Установить кольцо 10 синхронизатора. Установить упорное кольцо 11. С помощью специальных плоскогубцев, используемых при ремонте водяных насосов, завести это кольцо в кольцевую выточку;
- установить вал под пресс и запрессовать синхронизатор с помощью отрезка трубы на вал. Так как кольцевую выточку в зубчатом зацеплении уже не видно, то контроль правильности запрессовки ступицы включения следует проводить с помощью маркировочной кольцевой выточки, расположенной на верхней стороне (верхняя стрелка на рис. 195);
- установить упорное кольцо 13 (см. рис. 182) и вставить кольцо 14;
- установить шестерню 15 четвертой передачи с игольчатым подшипником 16 и регулировочной шайбой 17 и запрессовать конический роликовый подшипник 18 на конец вала.
Если ни одна из вышеназванных деталей не заменялась, то вал можно снова устанавливать. В противном случае провести следующие измерения:
- запрессовать наружное кольцо 20 подшипника без компенсационной шайбы 19 до упора в картер сцепления. Вставить приводной вал в картер коробки передач, установить картер сцепления и затянуть болты крепления картера моментом 25 Н·м;

Специальный инструмент для проведения измерений на ведомом валу

Рис. 193. Специальный инструмент для проведения измерений на ведомом валу


- установить на картере указанный на рис. 193 специальный инструмент, однако измерительная пластина должна на этот раз устанавливаться на конец приводного вала. Провернуть несколько раз вал, чтобы обеспечить полную самоустановку подшипников;
- установить предварительно на стрелочном индикаторе натяжение, равное 1,0 мм, и перевести стрелку на нуль;
- отжать вал в направлении стрелочного индикатора и зафиксировать показание (например, 1,21 мм) стрелочного индикатора. В продаже есть шайбы различной толщины, на основе измеренного значения можно приобрести нужную шайбу. Измерения проводить несколько раз, чтобы не ошибиться при сборке;
- снова снять приводной вал и вынуть установочное упорное кольцо подшипника, как показано на рис. 173;

Снятие установочного упорного кольца конического роликового подшипника первичного вала

Рис. 173. Снятие установочного упорного кольца конического роликового подшипника первичного вала: А — съемник Kukko 21/5; B — мост Kukko 22/2

- снова запрессовать кольцо подшипника с определенной компенсационной шайбой (или двумя шайбами в зависимости от результата измерения, в примере указана одна шайба толщиной 1,20 мм), снова установить приводной вал и опять посадить на болты крепления картер. Несколько раз провернуть вал, чтобы могли приработаться подшипники;
- повторно провести указанные измерения. При правильной регулировке показание стрелочного индикатора теперь должно находиться в пределах 0,01–0,12 мм. Итак, коробка передач отрегулирована в соответствии с инструкцией, ее можно собирать окончательно.



8.4.3. Окончательная сборка

Сборка коробки передач проводится в последовательности, обратной разборке, при использовании рис. 161. При сборке необходимо выполнить следующие операции:

Установка ведомого вала и других деталей

Рис. 197. Установка ведомого вала и других деталей: 1 — шестерня заднего хода; 2 — вал заднего хода; 3 — ведомый вал; 4 — вилка включения первой и второй передачи

- установить ведомый вал 3 (рис. 197) с вилкой 4 включения первой и второй передачи. Насадить на вал шестерню 1 заднего хода и установить вал;
- приподнять коленчатым рычагом шестерню заднего хода, чтобы позднее установить рычаг включения заднего хода;

Установка приводного вала с вилкой включения первой и второй передачи

Рис. 198. Установка приводного вала с вилкой включения первой и второй передачи: 1 — ведомый вал; 2 — вилка включения; 3 — первичный вал

- немного приподнять ведомый вал 1 (рис. 198) с вилкой 2 включения первой и второй передачи, вывести первичный вал 3 в зацепление с вилкой включения и снова установить эти детали в картере. При установке первичного вала шестерни включения третьей и четвертой передачи необходимо провести рядом с шестерней включения четвертой передачи, находящейся на ведомом валу. На рис. 198 показано, как устанавливаются эти детали;
- ввернуть винт с головкой Torx в расположенное отдельно резьбовое отверстие, чтобы закрепить вал шестерни заднего хода;
- установить поворотный рычаг заднего хода в вилку включения и собрать детали. Поворотный рычаг должен защелкнуться в кольцевой выточке шестерни включения заднего хода;
- ввернуть в резьбовое отверстие винт Torx для закрепления поворотного рычага. Это нижнее из двух расположенных на одной стороне отверстий. Использовавшийся для приподнятия шестерни включения заднего хода коленчатый рычаг теперь можно убрать;
- установить вилку включения пятой передачи и закрепить ее;


Установка консоли включения

Рис. 199. Установка консоли включения: 1 — вилки включения; 2 — консоль включения; 3 — вал механизма выбора передач

- вывести все вилки включения 1 (рис. 199) в положение холостого хода и закрепить консоль включения 2 с помощью втулки и болта. Теперь необходимо отцентрировать консоль включения. Для этой цели используется вал механизма выбора передач 3 и затягивается указанный стрелкой болт. После этого вал механизма выбора передач снова убирается;

Сборка пальца переключения передач с консолью включения

Рис. 200. Сборка пальца переключения передач с консолью включения: 1 — палец переключения; 2 — консоль включения

- установить палец переключения передач 1 (рис. 200) в консоль включения 2, как показано на рис. 200. Вилка устанавливается в пазу пальца переключения передач;
- установить между пальцем переключения передач и консолью включения призматическую шпонку и вывести вилку в зацепление с пальцем переключения передач и консолью включения;
- заглушить отверстие сбоку коробки передач герметизирующей пробкой;
- установить дифференциал. Предполагается, что регулировка дифференциала уже проведена, как описано в подразд. 8.5;
- смазать поверхность картера коробки передач герметиком и установить картер сцепления. Запрессовать в картер установочные втулки;
- установить болты и равномерно затянуть их по окружности моментом затяжки, равным 25 Н·м;
- собрать детали приводных валов в соответствии с рис. 161 и затянуть оба болта 1 и 17 моментом 25 Н·м;

Детали картера коробки передач и картера сцепления

Рис. 161. Детали картера коробки передач и картера сцепления: 1 — болт, 25 Н·м; 2 — приводной фланец, правый; 3 — пружина; 4 — регулировочная шайба; 5 — коническое кольцо; 7 — болт, 25 Н·м; 6 — картер сцепления; 8 — шестерня привода спидометра; 9 — направляющая втулка; 10 — дифференциал; 11 — магнит; 12 — установочный штифт; 13 — коническое кольцо; 14 — регулировочная шайба; 15 — пружина; 16 — приводной фланец; 17 — болт, 25 Н·м; 18 — упорное кольцо; 19 — шестерня, пятая передача; 20 — картер коробки передач; 21 — установочный штифт

- запрессовать на вал шестерню пятой передачи, установив ее скосом в направлении конического роликового подшипника, и установить упорное кольцо;
- установить новый болт крепления шестерни пятой передачи с пружинной шайбой. Выпуклая сторона пружинной шайбы должна быть обращена в сторону шестерни;
- установить на другом валу регулировочную шайбу для шестерни пятой передачи. Во внутреннем диаметре регулировочной шайбы есть канавка. Она направлена в сторону игольчатого подшипника;
- нагреть на электрической плите опорную втулку, предназначенную для игольчатого подшипника пятой передачи, до 100° С и быстро напрессовать ее на вал;
- установить пружину на кольцо синхронизатора пятой передачи и установить кольцо на шестерню;
- взять в руки ступицу синхронизатора пятой передачи и проверить, на какой стороне буртик более широкий. Эта сторона должна быть обращена к боковой стороне картера коробки передач. Насадить ступицу ударами на вал. При этом убедиться, что кольцо синхронизатора не будет заедать. Сухари должны находиться в выемках кольца синхронизатора;
- установить упорное кольцо на конец вала с помощью специальных плоскогубцев, используемых при ремонте водяных насосов;

Сборка деталей синхронизатора пятой передачи

Рис. 201. Сборка деталей синхронизатора пятой передачи

- установить скользящую муфту включения пятой передачи, используя при этом рис. 201. У скользящей муфты три выступающих зуба (стрелка А), а в ступице посередине впадина между зубьями (стрелка В). Они должны совпасть, как показано на рисунке. Скользящая муфта устанавливается пока временно;
Снятие деталей шестерни пятой передачи (заблокировать передачи в соответствии со стрелками 1, 2 и 3)

Рис. 164. Снятие деталей шестерни пятой передачи (заблокировать передачи в соответствии со стрелками 1, 2 и 3)

- затянуть болт крепления шестерни пятой передачи. Для этого опять включить две передачи, как показано на рис. 164;
- снова снять скользящую муфту, вставить в паз вилку включения и установить скользящую муфту с вилкой включения;

Снятие вилки переключения передач

Рис. 163. Снятие вилки переключения передач: 1 — гайка; 2 — болт вилки

- отвернуть контргайку 1 (см. рис. 163), пока она не окажется ниже вилки включения, и ввернуть болт 2 с шаровой головкой. Резьба этого винта смазывается средством защиты от отворачивания D 000 600 (Loctite);
- перевести все передачи в нейтральное положение и отрегулировать шестерни пятой передачи;
- установить коробку передач в нормальное положение;
- ослабить контргайку 1 (см. рис. 163);
- отворачивать болт 2 с шаровой головкой, пока скользящая муфта не встанет заподлицо со ступицей включения;
- включить пятую передачу и вворачивать болт с шаровой головкой до тех пор, пока вилка включения пятой передачи не будет больше иметь зазора в пазу скользящей муфты;
- снова отворачивать болт, пока не появится совсем небольшой зазор между стенкой паза и рычагом вилки включения (примерно 1/8 оборота);
- зафиксировать от проворачивания болт с шаровой головкой с помощью контргайки;
- снова выключить пятую передачу. Скользящая муфта должна находиться в положении «нейтрали», а кольцо синхронизатора должно свободно перемещаться;
- установить крышку с новой прокладкой и затянуть равномерно болты крепления крышки по окружности моментом 8 Н·м.





 
 
Рейтинг@Mail.ru
Назад к содержимому | Назад к главному меню