Перейти к контенту

Сборка коробки передач

Библиотека > Volkswagen > 8. Механическая коробка передач
Главы из книги ( без картинок таблиц ) для ознакомления перед покупкой

8.4. Сборка коробки передач

8.4.1. Сборка ведомого вала

При необходимости замены ведомого вала или его подшипника ведомый вал подлежит регулировке, как описано ниже.
Сборка вала проводится в последовательности, обратной разборке. Помимо регулировки необходимо обратить внимание на следующее:

Детали ведомого вала

Рис. 185. Детали ведомого вала: 1 — картер коробки передач; 2 — установочное упорное кольцо подшипника, наружное; 3 — конический роликовый подшипник; 4 — регулировочная шайба; 5 — шестерня включения первой передачи; 6 — игольчатый подшипник; 7 — внутреннее кольцо синхронизатора первой передачи; 8 — наружное кольцо синхронизатора первой передачи; 9 — кольцо синхронизатора первой передачи; 10 — упорное кольцо; 11 — синхронизатор (скользящая муфта и ступица переключения первой/ второй передачи; 12 — пружина синхронизатора; 13 — скользящая муфта; 14 — ступица синхронизатора; 15 — сухари; 16 — пружина синхронизатора; 17 — кольцо синхронизатора второй передачи; 18 — наружное кольцо синхронизатора второй передачи; 19 — внутреннее кольцо синхронизатора второй передачи; 20 — шестерня второй передачи; 21 — упорное кольцо; 22 — игольчатый подшипник шестерни второй передачи; 23 — шестерня третьей передачи; 24 — упорное кольцо; 25 — упорное кольцо; 26 — шестерня четвертой передачи; 27 — ведомый вал; 28 — конический подшипник; 29 — установочное упорное кольцо подшипника; 30 — компенсационные шайбы (необходимо подбирать); 31 — картер сцепления; 32 — установочное упорное кольцо; 33 — втулка игольчатого подшипника; 34 — игольчатый подшипник пятой шестерни; 35 — шестерня пятой передачи; 36 — кольцо синхронизатора пятой передачи; 37 — пружина синхронизатора; 38 — ступица синхронизатора пятой передачи; 39 — скользящая муфта пятой передачи; 40 — упорное кольцо

Ведомый вал представлен на рис. 185) измеряется (см. ниже);
- запрессовать конический роликовый подшипник 28 на конец вала;

Измерение зазора между внутренним кольцом синхронизатора и шестерней

Рис. 187. Измерение зазора между внутренним кольцом синхронизатора и шестерней

Измерение зазора между находящимися под усилением деталями синхронизатора

Рис. 188. Измерение зазора между находящимися под усилением деталями синхронизатора

- перед сборкой вала проверить кольцо синхронизатора первой и второй передачи на износ. Измерения проводить дважды. Сначала нажимать на внутреннее кольцо в сторону конической поверхности шестерни передачи и измерить с помощью контактного щупа зазор а (рис. 187). Допустимый зазор (предел износа) составляет 0,3 мм (у нового 0,75–1,25 мм). При втором измерении нажатие следует проводить на кольцо синхронизатора, наружное и внутреннее кольца в направлении конической поверхности шестерни передачи и с помощью контактного щупа измерить зазор а (рис. 188). Допустимый зазор (предел износа) составляет 0,5 мм (у нового 1,2–1,8 мм).
Сборку ведомого вала необходимо проводить следующим образом.
Собрать детали синхронизатора второй передачи согласно рис. 189 в следующем порядке:

Сборка синхронизатора второй передачи

Рис. 189. Сборка синхронизатора второй передачи: А — внутреннее кольцо; В — наружное кольцо; 1, 2, 3 — стрелки

- установить внутреннее кольцо А на шестерню второй передачи. Скошенные выступы (стрелка 1) должны быть обращены в сторону наружного кольца В;
- установить наружное кольцо В. Выступы (стрелка 2) должны входить в канавки шестерни передачи (стрелка 3);
- установить кольцо синхронизатора С. Пазы должны войти в зацепление с внутренним кольцом в местах, отмеченных стрелкой 1;
- установить три стопора в ступицу передачи, а скользящую муфту — на ступицу;

Установка пружин синхронизаторов

Рис. 190. Установка пружин синхронизаторов

- при установке пружин синхронизатора использовать рис. 190 и устанавливать пружины, как показано на рисунке: смещать конец пружины, находящийся на противоположной стороне, на 120° по отношению к другой пружине, как показано пунктирной линией. Следует помнить, что канавка в скользящей муфте должна быть обращена в сторону первой передачи.
Собрать детали синхронизатора первой передачи в следующем порядке:
- установить наружное кольцо, как показано на рис. 191. Выступы на внутренней стороне должны быть обращены к шестерне передачи заднего хода А;

Установка наружного кольца синхронизатора

Рис. 191. Установка наружного кольца синхронизатора

- установить внутреннее кольцо А, используя рис. 192. Скошенные выступы (стрелка 1) должны войти в зацепление с канавками (стрелка 2) кольца синхронизатора В;

Совмещение внутреннего кольца синхронизатора и колец синхронизатора

Рис. 192. Совмещение внутреннего кольца синхронизатора и колец синхронизатора: А — внутреннее кольцо синхронизатора; В — кольца синхронизатора; 1, 2 — стрелки.

- установить сверху шестерню первой передачи. Канавки в буртике шестерни включения должны войти в зацепление с выступами на наружном кольце синхронизатора;
- на электрической плите разогреть шестерню четвертой передачи до 120° С и запрессовать вал, проведя его через шестерню таким образом, чтобы буртик был обращен к шестерне третьей передачи;
- установить оба упорных кольца 24 (см. рис. 185) и 25. Для этого использовать специальные плоскогубцы, применяемые при ремонте водяных насосов. Установить кольцо сначала над валом, а затем ввести его плоскогубцами в паз;
- установить шестерню 23 третьей передачи со смазанным маслом игольчатым подшипником и закрепить ее на другой стороне упорным кольцом 21. Проверить надежность крепления кольца в пазу;
- установить шестерню 20 второй передачи с деталями синхронизатора (см. выше указания по монтажу) на игольчатый подшипник и установить собранный синхронизатор.
Канавка в скользящей муфте должна быть обращена в сторону шестерни первой передачи, а зубья передачи заднего хода — в сторону шестерни второй передачи. Синхронизатор запрессовать, используя пресс, при этом пазы в синхронизаторе выводятся на одну линию со стопорами;
- установить на вал шестерню первой передачи с установленными в ней деталями синхронизатора (см. выше указания по монтажу) и игольчатым подшипником.
Отрегулировать ведомый вал следующим образом:
- запрессовать в картер сцепления наружное установочное упорное кольцо конического роликового подшипника при использовании компенсационной шайбы толщиной 0,75 мм с помощью соответствующей оправки или осторожно забить его;
- установить собранный ведомый вал и картер коробки передач. Болты затягивать моментом 25 Н·м;

Специальный инструмент для проведения измерений на ведомом валу

Рис. 193. Специальный инструмент для проведения измерений на ведомом валу

- провернуть несколько раз вал, чтобы подшипник мог приработаться, и установить указанные на рис. 193 специальные инструменты со стрелочным индикатором на конец вала. Установить на стрелочном индикаторе натяжение, равное 1,0 мм, и перевести стрелку индикатора на нуль;
- перевести ведомый вал в направлении, указанном стрелкой, и зафиксировать (например, 0,30 мм) показание на стрелочном индикаторе. Следует помнить, что данная операция должна проводиться при каждом новом замере, так как стрелка стрелочного индикатора в первоначальное положение не возвращается;
- на основе данного замера определить толщину компенсационной шайбы. Для этого суммировать толщину установленной шайбы, показанное значение и значение предварительной затяжки. Сумма даст значение толщины требуемой шайбы;

Пример
Толщина установленной компенсационной шайбы        0,75 мм
Измеренное значение        0,30 мм
Значение предварительной затяжки        0,20 мм
Толщина необходимой компенсационной шайбы:        0,75+0,30+0,20=1,25 (мм)

- снова снять ведомый вал, вынуть наружное кольцо подшипника из картера и извлечь шайбу. В комплект входят шайбы толщиной от 0,70 до 1,40 мм, поэтому необходимую толщину можно подобрать абсолютно точно;

Снятие установочного упорного кольца конического роликового подшипника первичного вала

Рис. 173. Снятие установочного упорного кольца конического роликового подшипника первичного вала: А — съемник Kukko 21/5; B — мост Kukko 22/2

- вынуть установочное упорное кольцо с помощью соответствующего съемника (см. рис. 173) и вынуть установленную компенсационную шайбу толщиной 0,75 мм из картера сцепления;
- снова запрессовать в картер сцепления наружное установочное упорное кольцо с необходимой компенсационной шайбой (на этот раз толщиной 1,25 мм), установить картер коробки передач и затянуть болты крепления картера сцепления моментом 25 Н·м;
- установить на ведомый вал датчик крутящего момента и насадку VW 548 и равномерно проворачивать вал с устройством для измерения крутящего момента (рис. 194). Если установлены новые конические роликовые подшипники, то показание должно составлять 80–160 Н·см. У приработанных подшипников крутящий момент должен составлять не менее 30 Н·см. Перед проведением контроля подшипники необходимо смазать трансмиссионным маслом.

Измерение крутящего момента установленного ведомого вала с помощью специального устройства (А) для измерения крутящего момента

Рис. 194. Измерение крутящего момента установленного ведомого вала с помощью специального устройства (А) для измерения крутящего момента


8.4.2. Сборка первичного вала

Детали первичного вала

Рис. 182. Детали первичного вала: 1 — винт Torx с головкой М8; 2 — пружинное стопорное кольцо; 3 — шестерня ходовая, пятая передача; 4 — установочное упорное кольцо конического роликового подшипника; 5 — внутреннее кольцо конического роликового подшипника; 6 — картер коробки передач; 7 — первичный вал; 8 — игольчатый подшипник; 9 — шестерня третьей передачи; 10 — кольцо синхронизатора третьей передачи; 11, 13 — упорные кольца; 12 — муфта свободного хода со ступицей переключения; 15 — шестерня четвертой передачи; 16 — игольчатый подшипник; 17 — регулировочная шайба; 18 — внутреннее кольцо конического роликового подшипника; 19 — компенсационная шайба; 20 — наружное кольцо конического роликового подшипника; 21 — картер сцепления; 22, 26 — пружины синхронизаторов; 23 — фиксатор переключения; 24 — муфта свободного хода; 25 — ступица синхронизатора

Если проводилась замена картера коробки передач, картера сцепления, самого вала или конических роликовых подшипников, то первичный вал подлежит регулировке. Сборка вала проводится в последовательности, обратной разборке, при использовании рис. 182. Помимо регулировки, необходимо обратить внимание на следующее моменты:


Маркировка деталей синхронизатора третьей/четвертой передачи

Рис. 195. Маркировка деталей синхронизатора третьей/четвертой передачи

- собирать синхронизатор 13 необходимо в последовательности, обратной его разборке. Как уже упоминалось, скользящую муфту и ступицу включения нельзя разукомплектовывать, заменять их необходимо в сборе. Большая по длине сторона зубчатых зацеплений, прерываемых кольцевой выточкой (нижняя стрелка, рис. 195), должна быть обращена в сторону шестерни включения четвертой передачи. Дополнительная маркировочная кольцевая выточка (верхняя стрелка) также должна быть обращена в сторону четвертой передачи;
- запрессовать на конец вала внутреннее кольцо 8 (см. рис. 182) необходимо под прессом скошенной поверхностью роликов наружу;
- установить кольцо синхронизатора на шестерню передачи и, как показано на рис. 196, измерить щупом зазор а. Зазор (предел износа) составляет 0,5 мм (у нового 1,3–1,7 мм);

Измерение зазора между установленным кольцом синхронизатора и шестерней передачи

Рис. 196. Измерение зазора между установленным кольцом синхронизатора и шестерней передачи

- смазать маслом игольчатый подшипник 8 (см. рис. 182), надвинуть его на вал и установить на подшипник шестерню 9 третьей передачи. Установить кольцо 10 синхронизатора. Установить упорное кольцо 11. С помощью специальных плоскогубцев, используемых при ремонте водяных насосов, завести это кольцо в кольцевую выточку;
- установить вал под пресс и запрессовать синхронизатор с помощью отрезка трубы на вал. Так как кольцевую выточку в зубчатом зацеплении уже не видно, то контроль правильности запрессовки ступицы включения следует проводить с помощью маркировочной кольцевой выточки, расположенной на верхней стороне (верхняя стрелка на рис. 195);
- установить упорное кольцо 13 (см. рис. 182) и вставить кольцо 14;
- установить шестерню 15 четвертой передачи с игольчатым подшипником 16 и регулировочной шайбой 17 и запрессовать конический роликовый подшипник 18 на конец вала.
Если ни одна из вышеназванных деталей не заменялась, то вал можно снова устанавливать. В противном случае провести следующие измерения:
- запрессовать наружное кольцо 20 подшипника без компенсационной шайбы 19 до упора в картер сцепления. Вставить приводной вал в картер коробки передач, установить картер сцепления и затянуть болты крепления картера моментом 25 Н·м;

Специальный инструмент для проведения измерений на ведомом валу

Рис. 193. Специальный инструмент для проведения измерений на ведомом валу


- установить на картере указанный на рис. 193 специальный инструмент, однако измерительная пластина должна на этот раз устанавливаться на конец приводного вала. Провернуть несколько раз вал, чтобы обеспечить полную самоустановку подшипников;
- установить предварительно на стрелочном индикаторе натяжение, равное 1,0 мм, и перевести стрелку на нуль;
- отжать вал в направлении стрелочного индикатора и зафиксировать показание (например, 1,21 мм) стрелочного индикатора. В продаже есть шайбы различной толщины, на основе измеренного значения можно приобрести нужную шайбу. Измерения проводить несколько раз, чтобы не ошибиться при сборке;
- снова снять приводной вал и вынуть установочное упорное кольцо подшипника, как показано на рис. 173;

Снятие установочного упорного кольца конического роликового подшипника первичного вала

Рис. 173. Снятие установочного упорного кольца конического роликового подшипника первичного вала: А — съемник Kukko 21/5; B — мост Kukko 22/2

- снова запрессовать кольцо подшипника с определенной компенсационной шайбой (или двумя шайбами в зависимости от результата измерения, в примере указана одна шайба толщиной 1,20 мм), снова установить приводной вал и опять посадить на болты крепления картер. Несколько раз провернуть вал, чтобы могли приработаться подшипники;
- повторно провести указанные измерения. При правильной регулировке показание стрелочного индикатора теперь должно находиться в пределах 0,01–0,12 мм. Итак, коробка передач отрегулирована в соответствии с инструкцией, ее можно собирать окончательно.



8.4.3. Окончательная сборка

Сборка коробки передач проводится в последовательности, обратной разборке, при использовании рис. 161. При сборке необходимо выполнить следующие операции:

Установка ведомого вала и других деталей

Рис. 197. Установка ведомого вала и других деталей: 1 — шестерня заднего хода; 2 — вал заднего хода; 3 — ведомый вал; 4 — вилка включения первой и второй передачи

- установить ведомый вал 3 (рис. 197) с вилкой 4 включения первой и второй передачи. Насадить на вал шестерню 1 заднего хода и установить вал;
- приподнять коленчатым рычагом шестерню заднего хода, чтобы позднее установить рычаг включения заднего хода;

Установка приводного вала с вилкой включения первой и второй передачи

Рис. 198. Установка приводного вала с вилкой включения первой и второй передачи: 1 — ведомый вал; 2 — вилка включения; 3 — первичный вал

- немного приподнять ведомый вал 1 (рис. 198) с вилкой 2 включения первой и второй передачи, вывести первичный вал 3 в зацепление с вилкой включения и снова установить эти детали в картере. При установке первичного вала шестерни включения третьей и четвертой передачи необходимо провести рядом с шестерней включения четвертой передачи, находящейся на ведомом валу. На рис. 198 показано, как устанавливаются эти детали;
- ввернуть винт с головкой Torx в расположенное отдельно резьбовое отверстие, чтобы закрепить вал шестерни заднего хода;
- установить поворотный рычаг заднего хода в вилку включения и собрать детали. Поворотный рычаг должен защелкнуться в кольцевой выточке шестерни включения заднего хода;
- ввернуть в резьбовое отверстие винт Torx для закрепления поворотного рычага. Это нижнее из двух расположенных на одной стороне отверстий. Использовавшийся для приподнятия шестерни включения заднего хода коленчатый рычаг теперь можно убрать;
- установить вилку включения пятой передачи и закрепить ее;


Установка консоли включения

Рис. 199. Установка консоли включения: 1 — вилки включения; 2 — консоль включения; 3 — вал механизма выбора передач

- вывести все вилки включения 1 (рис. 199) в положение холостого хода и закрепить консоль включения 2 с помощью втулки и болта. Теперь необходимо отцентрировать консоль включения. Для этой цели используется вал механизма выбора передач 3 и затягивается указанный стрелкой болт. После этого вал механизма выбора передач снова убирается;

Сборка пальца переключения передач с консолью включения

Рис. 200. Сборка пальца переключения передач с консолью включения: 1 — палец переключения; 2 — консоль включения

- установить палец переключения передач 1 (рис. 200) в консоль включения 2, как показано на рис. 200. Вилка устанавливается в пазу пальца переключения передач;
- установить между пальцем переключения передач и консолью включения призматическую шпонку и вывести вилку в зацепление с пальцем переключения передач и консолью включения;
- заглушить отверстие сбоку коробки передач герметизирующей пробкой;
- установить дифференциал. Предполагается, что регулировка дифференциала уже проведена, как описано в подразд. 8.5;
- смазать поверхность картера коробки передач герметиком и установить картер сцепления. Запрессовать в картер установочные втулки;
- установить болты и равномерно затянуть их по окружности моментом затяжки, равным 25 Н·м;
- собрать детали приводных валов в соответствии с рис. 161 и затянуть оба болта 1 и 17 моментом 25 Н·м;

Детали картера коробки передач и картера сцепления

Рис. 161. Детали картера коробки передач и картера сцепления: 1 — болт, 25 Н·м; 2 — приводной фланец, правый; 3 — пружина; 4 — регулировочная шайба; 5 — коническое кольцо; 7 — болт, 25 Н·м; 6 — картер сцепления; 8 — шестерня привода спидометра; 9 — направляющая втулка; 10 — дифференциал; 11 — магнит; 12 — установочный штифт; 13 — коническое кольцо; 14 — регулировочная шайба; 15 — пружина; 16 — приводной фланец; 17 — болт, 25 Н·м; 18 — упорное кольцо; 19 — шестерня, пятая передача; 20 — картер коробки передач; 21 — установочный штифт

- запрессовать на вал шестерню пятой передачи, установив ее скосом в направлении конического роликового подшипника, и установить упорное кольцо;
- установить новый болт крепления шестерни пятой передачи с пружинной шайбой. Выпуклая сторона пружинной шайбы должна быть обращена в сторону шестерни;
- установить на другом валу регулировочную шайбу для шестерни пятой передачи. Во внутреннем диаметре регулировочной шайбы есть канавка. Она направлена в сторону игольчатого подшипника;
- нагреть на электрической плите опорную втулку, предназначенную для игольчатого подшипника пятой передачи, до 100° С и быстро напрессовать ее на вал;
- установить пружину на кольцо синхронизатора пятой передачи и установить кольцо на шестерню;
- взять в руки ступицу синхронизатора пятой передачи и проверить, на какой стороне буртик более широкий. Эта сторона должна быть обращена к боковой стороне картера коробки передач. Насадить ступицу ударами на вал. При этом убедиться, что кольцо синхронизатора не будет заедать. Сухари должны находиться в выемках кольца синхронизатора;
- установить упорное кольцо на конец вала с помощью специальных плоскогубцев, используемых при ремонте водяных насосов;

Сборка деталей синхронизатора пятой передачи

Рис. 201. Сборка деталей синхронизатора пятой передачи

- установить скользящую муфту включения пятой передачи, используя при этом рис. 201. У скользящей муфты три выступающих зуба (стрелка А), а в ступице посередине впадина между зубьями (стрелка В). Они должны совпасть, как показано на рисунке. Скользящая муфта устанавливается пока временно;
Снятие деталей шестерни пятой передачи (заблокировать передачи в соответствии со стрелками 1, 2 и 3)

Рис. 164. Снятие деталей шестерни пятой передачи (заблокировать передачи в соответствии со стрелками 1, 2 и 3)

- затянуть болт крепления шестерни пятой передачи. Для этого опять включить две передачи, как показано на рис. 164;
- снова снять скользящую муфту, вставить в паз вилку включения и установить скользящую муфту с вилкой включения;

Снятие вилки переключения передач

Рис. 163. Снятие вилки переключения передач: 1 — гайка; 2 — болт вилки

- отвернуть контргайку 1 (см. рис. 163), пока она не окажется ниже вилки включения, и ввернуть болт 2 с шаровой головкой. Резьба этого винта смазывается средством защиты от отворачивания D 000 600 (Loctite);
- перевести все передачи в нейтральное положение и отрегулировать шестерни пятой передачи;
- установить коробку передач в нормальное положение;
- ослабить контргайку 1 (см. рис. 163);
- отворачивать болт 2 с шаровой головкой, пока скользящая муфта не встанет заподлицо со ступицей включения;
- включить пятую передачу и вворачивать болт с шаровой головкой до тех пор, пока вилка включения пятой передачи не будет больше иметь зазора в пазу скользящей муфты;
- снова отворачивать болт, пока не появится совсем небольшой зазор между стенкой паза и рычагом вилки включения (примерно 1/8 оборота);
- зафиксировать от проворачивания болт с шаровой головкой с помощью контргайки;
- снова выключить пятую передачу. Скользящая муфта должна находиться в положении «нейтрали», а кольцо синхронизатора должно свободно перемещаться;
- установить крышку с новой прокладкой и затянуть равномерно болты крепления крышки по окружности моментом 8 Н·м.




Руководства по ремонту
Назад к содержимому